Информация об актуальных проблемах и перспективах подготовки кадров для IT-сектора

В условиях быстрого развития и распространения цифровых технологий актуальными становятся проблемы обеспечения экономики современными специалистами и повышения уровня цифровой грамотности населения.

Дефицит квалифицированных кадров ощущается во всех отраслевых региональных компаниях. Талантливые школьники предпочитают учиться в иногородних столичных вузах, жить и работать не в родном городе. Поэтому кадровый дефицит необходимо рассматривать не только с позиции улучшения условий работы в компании, но и начиная с самого процесса подготовки профильных специалистов уже со школьной скамьи и далее – вуз. Имея возможности дать достойную заработную плату квалифицированному сотруднику, компании такового необходимо для начала найти, а в нашем случае – воспитать.

В 2021 году было проведено анкетирование среди учеников 8-11 классов образовательных учреждений по теме «Квалифицированные ИТ-специалисты для Чувашской Республики». Основной задачей анкетирования являлось выявление причин оттока ИТ-специалистов из региона, возможных точек роста в образовательной и общесоциальной политике, уровень понимания важности профориентации и приоритетов учащихся, определение направлений кадровой деятельности коммерческих организаций ИТ- сектора Чувашской Республики, пути

формирования кадрового потенциала ИТ-специалистов Чувашской Республики.

Результаты анкетирования показали, что:

- 43% опрошенных планируют стать IT-специалистом, 13% из них учатся в профильном физико-математическом/инженерном классе;

- 48% опрошенных нравится учиться только по некоторым предметам;

- 33% хотят поступать в ВУЗ другого субъекта;

Также школьники при выборе ВУЗа в первую очередь обращают внимание на преподавательский состав, престижность учреждения. 69,4 % планируют после окончания учебного заведения переехать работать в другой город, среди городов лидируют Москва (48,3%) и Казань (15.1%).

Анкетирование показало, что у учащихся нет сформированного мнения и широкого кругозора о предприятиях и ИТ-компаниях города, но многие следят в соцсетях и СМИ за репутацией учебных заведений, а также за деятельностью преподавателей. Данное наблюдение указывает на необходимость повышения активности в медиа не только официальных аккаунтов компаний/учреждений, но и аккаунтов ее представителей / сотрудников / преподавателей.

Несмотря на то, что 70% опрашиваемых планируют переезжать после окончания своего учебного учреждения и учиться за пределами Чувашской Республики, 48% рассмотрят, а 40% – останутся, если будет предложение о перспективном месте учебы и гарантированно привлекательном месте работы.

Что делается в Чувашской Республике

В Чувашии функционирует «Яндекс. Лицей», который призван помочь школьникам освоить основы программирования начиная со школьной скамьи. Проект стартовал в республике в 2019 году. На сегодня в регионе насчитывается пять таких площадок: 3 в Чебоксарах и по одному в Канаше и Вурнарах. Всего обучается ребят 93 (32 – ЧГУ, Канашский ИТ-куб – 23, Вурнары ИТ-куб – 21, СОШ 61 – 8, СОШ 47 – 9).

У нас есть ИТ-кубы: их сейчас в республике три (Канаш, Ядрин, Вурнары) и есть успешные коллаборации ИТ-кубов с нашими предприятиями: образовательный проект «IT-ENERGY» с «ЭКРА» (первая программа дополнительного образования детей по программированию электроники в России), здесь Экра оснастила лабораторию для ребят, в рамках образовательной программы реализуются проекты по проектированию устройств с использованием платы микроконтроллера, очень надеемся, что такая колаборация появится и с Ростелекомом на базе Чебоксарского электромеханического колледжа.

В сентябре 2021 года открыла двери для будущих ИТ –специалистов «ИТ Академия», которая создана на базе компании «Кейсистемс». Новый формат взаимодействия образовательной организации и компании-разработчика программного обеспечения позволил сделать практические шаги в подготовке профильных специалистов для рынка информационных технологий. Общее количество ребят, которые обучаются в ИТ-академии – 16. Преподавателями учебных программ являются квалифицированные и опытные эксперты компании. Обучение в основном происходит в очном режиме, в перспективе – организация обучения для школьников их сельских школ в дистанционном формате.

Уже долгое время работают и хорошо себя показали Целевые контракты, когда ведущие ИТ компании Чувашской Республики заключают контракты со студентами, платят им дополнительную стипендию, дают возможность стажировки, а также гарантируют трудоустройство по окончании. У нас сейчас 7 ребят имеют целевые контракты с компаниями Кейсистемс и Исерв (1- ИСЕРВ, 6 – Кейсистемс).

Предложения по подготовке профильных специалистов.

1 этап «Школа».

  1. Создание профильных ИТ-классов в рамках проекта УПК-21. В настоящее время в рамках проекта УПК-21 41 школа республики включилась в проект по созданию ИТ-классов.
  2. Совместно с ИТ-кластером Чувашской Республики – подготовка методики и учебной программы для классов.
  3. Включение в образовательный процесс таких дополнительных мероприятий, как организация летних ИТ-лагерей, проведение хакатонов, посещение ИТ-предприятий в рамках ранней профориентации.
  4. От ИТ-кластера – включение в образовательный процесс как лично (с проведением установочных лекций), так и помощь в привлечении ведущих спикеров и экспертов
  5. Целевая работа с педагогическим составом, независимая оценка знаний учащихся и стимулирующая поддержка учителей.
  6. Работа со старшими школьниками в направлении карьерного контракта.

2 этап «ВУЗ» и «СПО».

  1. Повышение престижности регионального вуза (ЧГУ), а также ориентирование учащихся на получение средне-специальной профессии в колледже. ЧЭМК – Чебоксарский электромеханический колледж готовит в год более 1000 ребят по ИТ-направлению. Мы ищем партнерства колледжа с ИТ-компаниями и вузами, недавно встречались совместно с Ростелекомом и выяснилось, что львиная доля сотрудников Ростелекома закончила наш колледж, тут напрашивается большой совместный проект по подготовке или переподготовке кадров для такого гиганта как Ростелеком, нам кажется, что это было бы взаимовыгодно. Совместно со «Сбер» мы открыли для себя интересный проект «Школа 21», это школа программирования с нуля для тех, кто хочет. Школа без оценок, учителей, бесплатно, мы посетили такую школу в Казани и очень загорелись открытием такой школы в Чебоксарах. Наш электро-механический колледж идеально подходит для этого, сейчас прорабатываем стоимость такого проекта для Чувашии, он реально может дать постоянный приток кадров в ИТ-компании не только Чебоксар, но и соседних субъектов и нивелировать тот кадровый голод ИТ-специалистов, который есть сейчас. Также не могу не отметить нашу надежду партнерства с ispring, Юрий Усков сегодня тоже с нами, у Юрия грандиозный проект по открытию ИТ-вуза в соседней республике Марий Эл, что вызывает большое уважение.

Интересно также колаборация СПО и вуза, когда после колледжа ребята поступают в ЧГУ сразу на 3 курс и им остается всего пару лет до получения высшего образования.

  1. Тесное взаимодействие с ведущими ИТ-компаниями Чувашской Республики.
  2. Организация работы студента по специальности со 2 курса.

3 этап «Работа».

  1. Информированность о возможности самореализации в ЧР.
  2. Карьерный контракт на 3-5 лет.

Презентация 1

Презентация 2